Билет на выставку в вашем городе

СЕРГЕЙ КОРОЛЁВ – ЗАСТАВИТЬ ЛЕТАТЬ

1907 – 1966
Советскую космическую программу окружала аура волшебства. Было лишь известно, что ее возглавляла загадочная личность, известная как «Главный конструктор». И его могущество не подвергалось сомнению! Всякий раз, когда Соединенные Штаты объявляли о масштабном космическом эксперименте, Главный конструктор успешно осуществлял его первым, добиваясь поразительных результатов. Какую бы цель ни ставили перед собой в НАСА, Советский Союз достигал ее первым.

Фрагмент из документального романа американского журналиста и писателя Тома Вулфа «Нужная вещь» прекрасно демонстрирует развитие событий первого этапа «Битвы за Космос» и то место, которое в ней занимал русский конструктор Сергей Королев. Особо ценно, что это взгляд «с той стороны». Признание полного поражения США по всем фронтам – не продукт «коммунистической пропаганды», а объективная реальность, зафиксированная в массовом сознании американцев.

“Второе почетное место”

Другое дело, что личность Сергея Павловича в этом изложении обретает какие-то пугающие, даже инфернальные черты. Вряд ли Королев демонически хохотал над неудачами соперников. Еще менее вероятно, что он согласился бы с такой оценкой своей роли. Известно его интервью, вошедшее в книгу Александра Романова «Конструктор космических кораблей», где он категорически протестует против чрезмерного выпячивания своей фигуры: «В одном из репортажей кто-то из вас, журналистов, написал примерно так: «Главный конструктор – мозг, душа, сердце всего дела». Да, я один из руководителей. Но не забывайте: все, что сделано, делается и будет сделано по созданию ракет-носителей, космических кораблей, подготовке космонавтов, – это результат усилий значительной группы ученых, конструкторов, людей подлинного таланта. Прошу это всегда помнить...»

И все же иногда взгляд со стороны бывает верен. Да, талантливых инженеров и конструкторов у нас хватало – другие для проектирования и создания космической техники попросту не годились. Основательные, последовательные, превыше всего ценившие надежность… Теоретически каждый из них мог бы стать главным конструктором – слова у них с делом не расходились.

Именно это качество считается высшей похвалой инженерам и конструкторам. Однако случай Сергея Королева – тот уникальный, чуть ли не единственный в мировой истории прецедент, когда справедливо обратное. Слова у него с делом все-таки разошлись. И, как ни странно, слава богу. Потому что это были очень горькие, хотя и абсолютно правдивые слова. Вот они: «В освоении Космоса нам уготовано второе почетное место».

Сейчас это кажется невероятным, но слова Королева точно отражали реальное положение вещей. Сергей Павлович был назначен главным конструктором 9 августа 1946 года. И пусть громкое название никого не обманывает – имелась в виду всего лишь должность главного конструктора «Изделия №1», как тогда называли отечественный аналог немецкой баллистической ракеты ФАУ-2. По сути, Королев возглавлял один из отделов нового учреждения – Государственного союзного НИИ реактивного вооружения. О полетах в Космос речи вообще не велось – нужна была только и исключительно боевая ракета. Желательно – такая же, как немецкая. Можно лучше, но инициатива наказуема.

И даже на этом пути с достаточно скромными целями стояло множество объективных препятствий. Прежде всего – катастрофическое проседание нашей промышленности по материалам. Немцы при производстве своей ракеты использовали 86 марок стали. В СССР было только 32. По цветным металлам соотношение было тоже нерадостным – для 59 марок смогли подобрать только 21 аналог. Чуть лучше было в плане полимеров, но именно что чуть – требовалось 87 видов резин и пластмасс, а советские предприятия давали лишь 48. В общем, стартовые условия были настолько паршивыми, что даже «почетное второе место» казалось слишком оптимистичным прогнозом…

Не ученый?

Академик Борис Раушенбах, который начал работать с Королевым еще до войны, а потом занимался созданием систем ориентации и коррекции полета всех космических аппаратов, оставил о своем шефе весьма любопытный отзыв: «Иногда говорят, что Королев был выдающимся инженером и ученым. С этим трудно согласиться. Королеву лично не принадлежит ни одного какого либо особенно интересного конструктивного решения сложного элемента конструкции, что характерно для выдающихся инженеров. Не был он и ученым в обычном смысле этого слова – в науке нет ни одной теории или теоремы Королева». Может показаться, что это поклеп и навет, но Раушенбах в финале своей тирады добавляет самое главное. То, что объясняет многое, если не все: «Выдающихся ученых и инженеров много, Королев же был явлением уникальным…»

Вообще эта уникальность проявилась рано. Сергей Королев родился 12 января 1907 года, и уже в 17 лет спроектировал свой первый «безмоторный самолет», как тогда называли планеры. То есть по корням он был авиаконструктором и летчиком-планеристом. Путь для многих обычный, но был один характерный момент. Планеры и самолеты Королева не были самыми лучшими. Но были самыми необычными. Даже странными – скажем, его планер «Красная Звезда» был первым в мире, способным выполнять фигуры высшего пилотажа, чего от планеров, вообще-то никогда не требовалось.

Первый звоночек той самой уникальности – стремление прыгнуть выше головы, работа на опережение, ответы на еще не заданные вопросы, нестандартные, нелепые и даже безумные с точки зрения «нормальных» конструкторов решения. Тот же Раушенбах, едва придя в возглавляемый Королевым отдел реактивных летательных аппаратов РНИИ, был обескуражен его подходом к делу: «Вот вы, все молодые люди, хотите обязательно строить ракеты или ракетные моторы и считаете, что все дело в них, а между тем сегодня это уже не так! Как строить ракеты и моторы, мы уже знаем, а управление полетом, устойчивость движения стали узким местом…» А ведь на дворе 1937 год, то есть утверждение: «Мы уже знаем, как строить ракеты», реальности, мягко говоря, не соответствует. И все-таки Королев упрямо гнет свою линию, работая на опережение.

Писатель и историк космонавтики Антон Первушин дал Сергею Павловичу любопытную характеристику: «Таких людей называют визионерами. Это люди, которые в силу своего опыта, в силу хорошо поставленного мышления, природного ума просто видят, что будет дальше. Они тот образ будущего в голове держат, других призывают к правильным решениям в рамках этого образа будущего, и сами стремятся это будущее создать». Утверждение слегка отдает чем-то нездешним, но ключевые слова тут – «в силу хорошо поставленного мышления и природного ума».

“Так хотел Королев”

Сергей Павлович действительно генерировал образы будущего. Однако не абстрактного, а вполне конкретного. Собственно, поэтому его должность в итоге не только писали с большой буквы, но даже произносили как бы с нее: «Главный конструктор». Он действительно представлял, видел ракету или космический аппарат, которые еще предстояло создать, сразу и в целом, системно и комплексно. Какие-то конкретные решения он находил сам, но одновременно привлекал к работе тех, кто «попадал» в его видение. Так, Королев еще в 1947 году предложил оригинальную идею сделать боеголовку ракеты отделяемой – потом это легло в основу разработки спускаемого аппарата космического корабля. В 1949 году он буквально спас НИИ Михаила Тихонравова, дав ему заказ на выполнение тематической работы «Исследование возможностей и целесообразности создания составных ракет дальнего действия типа «пакет». А ведь институт Михаила Клавдиевича за идею «пакетной ступени» чуть было не разогнали как «занимающийся неактуальными проблемами». Но именно эта идея совпала с представлением Королева о том, какой должна быть космическая ракета. Идея была воплощена в реальность – знаменитая Р-7, созданная по пакетной схеме, вывела на орбиту и первый спутник, и первого человека.

Но «Великолепная семерка» могла бы не состояться, если бы Королев не работал с опережением и по другим направлениям. Эскизный проект Р-7 был закончен в 1954 году. А в начале 1957 года ракета уже была готова к испытаниям. Скорость потрясающая – за три неполных года был создан не просто сложнейший аппарат. Была фактически создана космическая промышленная отрасль как таковая. С нуля ничего подобного создать было нельзя. Значит, старт надо искать где-то раньше. Но где?

С чисто формальной точки зрения таким моментом полагается считать создание в 1946 году НИИ-88, того самого Государственного союзный НИИ реактивного вооружения. Однако создание структуры еще ничего не значит. Институт может дать результат, а может и не дать. И вот тут на авансцену как раз и выходит Сергей Королев. В 1947 году он подает правительству доклад «Заметки по ракетной технике», где заявляет, что нужно не копировать немецкие ракеты, а создавать свои и на своих материалах. Параллельно он создает при МВТУ имени Баумана Высшие инженерные курсы переподготовки специалистов различного профиля для работы в ракетостроительной промышленности. Это и был тот самый старт. С 1948 года ракетная отрасль стала пополняться специалистами. Ракета Р-2, взлетевшая в 1949 году, была изготовлена полностью из отечественных материалов. На очереди были Р-5 и та самая Р-7, уже космическая. И за всем этим, как ни крути, стоял один человек.

В этом сходятся все, кто работал с Королевым. Глеб Максимов, разработчик первого спутника и аппаратов серии «Луна» утверждал: «Его энергии и воле подчинялись все общающиеся с ним в это время, даже не подчиненные ему люди, даже стоящие выше в служебном отношении. Это необъяснимо, но это так». Евгений Шильников, инженер-электронщик, работавший над запуском первых спутников и Гагарина, шел еще дальше: «Он своей волей и убежденностью заставлял ракеты летать. Можно сказать, они летали, потому что так хотел Королев».

По-настоящему большие открытия – колесо дороги, лодка и парус, земледелие и письменность – были совершены очень давно. Мы никогда не узнаем имен «первых людей на первом плоту». Но одно исключение есть. Мы точно знаем, что Космос для человечества открыл Сергей Королев.

МЕДЛЕННО, НО ХОРОШО
  • Главной целью Королева был пилотируемый полет к Марсу. В 1962 году в докладе «План освоения Марса и Венеры» он буднично указал дату первой марсианской экспедиции – 1974 год.

  • Работа в учреждениях, подчиненных Королеву, строилась по его личному правилу: «Можно сделать быстро, но плохо, а можно – медленно, но хорошо. Потом все забудут, что было быстро, но будут помнить, что было плохо».

  • До сих пор непонятно, встречались Королев и Циолковский, или нет. Документальных свидетельств пока не найдено, хотя об этой встрече Сергей Павлович не только писал в официальной автобиографии, но и рассказывал дома.